Российские ученые обнаружили насекомых, которые вымерли 99 млн лет назад из-за неудачного строения хоботка!

29 августа 2019

Российские ученые из Палеонтологического института им. Борисяка РАН обнаружили в янтаре четыре новых вида насекомых, последние представители которых вымерли 99 млн лет назад. Причиной стало неудачное строение хоботка — насекомые были своего рода «неудачным экспериментом природы», говорится в статье, опубликованной в журнале Cretaceous Research.

Четыре представителя вида Paradoxosisyrinae, подсемейства Sisyridae, были обнаружены в бирманском янтаре еще в 2016 году. До сих пор ученые не понимали, зачем этому виду летающих насекомых нужен развитый хоботок — выдвигались гипотезы, что он использовался для покалывания кутикул других насекомых или кожи лягушек.

В новом исследовании палеонтологи создали 3D-модель Paradoxosisyrinae — это позволило установить, что насекомые использовали хоботок для всасывания нектара. Однако устройство хоботки и пищеварительной системы насекомых оказалось несовершенным — они не могли создать давление для всасывания нектара, как современные мухи и мотыльки.

Из-за этого насекомые получали недостаточное количество питательных веществ — и в конечном итоге вымерли, пишут исследователи.

«Эти насекомые были неудачной попыткой природы заставить насекомых питаться нектаром во время бума цветущих растений в раннем меловом периоде. Вскоре они были вытеснены пчелами, мухами и другими насекомыми, чьи хоботки имели более совершенное устройство»

Александр Храмов, ведущий автор исследования

Ранее группа исследователей из любительского общества энтомологов Крефельда в течение 30 лет наблюдала за насекомыми, попавшими в ловушки, и заметила, что те вымирают с угрожающей скоростью. Этот процесс происходит быстрее, чем во время пятого массового вымирания 66 млн лет назад.